Земельный юрист Татьяна Скворцова 

тел., WhatsApp 8-908-080-00-35

Стаж с 2004 г.

Может ли участок в границах населенного пункта относиться к категории «земли лесного фонда»

Ко мне часто обращаются люди, которые вообще не могут разобраться, к какой категории относится их участок, поскольку в разных документах написано по-разному. Один из самых частых вопросов: может ли участок относиться к лесному фонду, если он находится на территории населенного пункта? 

Ответ: теоретически не должен, но практически может.

Разберем подробнее.

Во-первых, необходимо отметить, что по современному законодательству граница лесничества не может пересекать границу населенного пункта (пп. 2 п. 4 ст. 34 Федерального закона №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"). Но долгое время таких ограничений не было, поэтому ситуация, изображенная на картинке, встречается часто. Федеральным законом №280-ФЗ (о "лесной амнистии") попытались создать механизм разрешения этого противоречия, однако получилось плохо. Но вернемся к нашему вопросу.

Сначала отвечу, почему теоретически участок, относящийся к лесному фонду, не может располагаться в границах населенного пункта.


1. Закон устанавливает правило, в соответствии с которым земельный участок имеет только одну категорию (ст. 7 ЗК РФ) . Т.е. если участок относится к категории «земли населенных пунктов», то он не может относиться к категории «земли лесного фонда». И наоборот.

2. Границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Установление границ населенных пунктов является переводом земель или земельных участков из других категорий в земли населенных пунктов.

Эти правила прямо предусмотрены п. 2 ст. 83 и п.1 ст. 84 ЗК РФ и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее, Закон №172-ФЗ).

Таким образом, если участок попадает в границы населенного пункта, то его категория автоматически должна меняться на категорию «земли населенных пунктов», какой бы она ни была до этого.


Но в реальной жизни происходит иначе. Разберем почему.


1. Закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" начал действовать с 05.01.2005
Граница (черта) множества населенных пунктов определялась раньше появления этой нормы, поэтому установление черты населенного пункта не могло послужить основанием для перевода в земли населенных пунктов на основании данных положений законов.

2. Между тем, нормы законодательства о переводе земель лесного фонда в другие категории существовали еще с советских времен, существуют до сих пор и предусматривают довольно сложный и жесткий порядок перевода лесных земель в нелесные.


С незапамятных времен решение о переводе земель лесного фонда в другие категории по закону принимало Правительство (ни много, ни мало). Такие положения были предусмотрены статьей 37 ЛК РСФСР 1978 г., статьей 63 ЛК РФ 1997 г. (утратил силу 01.01.2007). Современное земельное и лесное законодательство подходит к этому вопросу так же (ст. 8 ЗК РФ, ст. 8 нового ЛК РФ, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 48).

3. В то же время границы населенных пунктов устанавливаются генеральными планами, которые утверждаются органами местного самоуправления по согласованию с органами местного самоуправления смежных муниципальных образований и региональными органами власти (статьи 24, 25 Градостроительного Кодекса РФ).

Таким образом, мы имеем коллизию норм: с одной стороны, земли любых категорий в земли населенных пунктов переводят органы местного самоуправления при утверждении генеральных планов, с другой стороны, земли лесного фонда переводятся в другие категории Правительством РФ.

И вот здесь встает в полный рост вопрос о том, как же рассматривать лесные участки, которые не были переведены из земель лесного фонда в соответствии с лесным законодательством, но при утверждении генеральных планов населенных пунктов попали в их границы. К какой категории они должны быть отнесены?

Я не буду в этой статье углубляться в анализ многочисленного и противоречивого законодательства по этой теме. Ведь за последние 100 лет (а юридически значимая граница населенного пункта могла быть утверждена в любой момент этого периода) многократно менялось и земельное и лесное право. В последние 20 лет важные правки в закон вносятся почти каждый год. Поэтому детально разбирать законодательство, существовавшее на тот или иной момент времени есть смысл только для решения конкретной ситуации. 

Здесь же я опишу лишь основные подходы, выработанные судебной практикой к этому вопросу.

Если граница населенного пункта была установлена до 05.01.2005


В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 16490/07 по делу N А76-738/2007-22-204, судами выработаны такие подходы:

1. Если установление границы (черты) населенного пункта произошло до января 2005 года, то ст. 8 Федерального закона №172-ФЗ (о том, что установление такой черты является автоматически переводом земельного участка в категрию «земли населенных пунктов») применяться не может. И это понятно, ведь тогда этого закона не было.

2. Нормы статей 83, 84 Земельного Кодекса РФ в первоначальной редакции (до изменений, вступивших в силу 01.01.2007) ( о том, что черта населенных пунктов отделяет земли населенных пунктов от земель иных категорий) не говорят, по мнению Высшего суда, о том, что установление границы населенных пунктов автоматически влечет изменение категорий.

Таким образом, до 05.01.2005 не было норм права, которые препятствовали бы применению норм лесного законодательства, требующих перевода земель лесного фонда в другие категории актом Правительства.
А это значит, что, если граница (черта) населенного пункта была установлена решением органов власти города, поселка или региона (области, края и т.п.), то утверждение черты населенного пункта не повлекло перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Т.е. участок внутри границ населенного пункта сохранил категорию «земли лесного фонда».


Этот вывод содержится в названном Постановлении Президиума ВАС и активно применяется судами до сих пор даже в относительно свежих делах (Дела: А76-23216/2017, А76-2827/2012, А41-39671/09, А55-27658/2015, А57-15512/2014, А66-5450/2010).

Если граница населенного пункта установлена с 05.01.2005г. по 11.08.2017г.


Это наиболее распространенная ситуация, ведь именно в этот период активно утверждались генеральные планы населенных пунктов в целях приведения градостроительной документации в соответствие с современным законодательством.
В 2005-2007 годах появляются те самые нормы, которые устанавливают порядок перевода любых земель в земли населенных пунктов путем утверждения границы населенного пункта в составе генерального плана. Игнорировать их трудно. Но у судов получается.


Здесь необходимо обратить внимание вот на какое обстоятельство. Перевод земель из лесного фонда в другую категорию – это не просто смена режима землепользования, это фактически изъятие земли из распоряжения ее собственника – Российской Федерации. Ведь земли лесного фонда относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона, а земли населенных пунктов – обычно нет. Землями населенных пунктов распоряжаются органы местного самоуправления.


В соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ в современной редакции включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.


На основании этих норм Рослесхозом были сделаны такие выводы:


1. Перевод земель лесного фонда в другую категорию должен происходить с согласия собственника – Российской Федерации. Ведь иное нарушило бы право собственности.


2. Поскольку перевод участков в земли населенных пунктов происходит путем утверждения генеральных планов, то проекты генеральных планов, предполагающих включение лесных участков в черту населенных пунктов, должны быть согласованы с Российской Федерацией.


3. Необходимое согласование генеральных планов от имени Российской Федерации должен дать Рослесхоз (Федеральное агентство лесного хозяйства).

Письмо Рослесхоза от 17.07.2013 N ВЛ-03-54/7028 "О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов":
«Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства до 1 января 2015 года согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда.
Следовательно, действующим законодательством установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице Рослесхоза».

Этот же подход был поддержан судебной практикой:

1) Определение ВАС РФ от 03.07.2013 N ВАС-8236/13 по делу N А72-9432/2012.

«Установив, что согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства нормативного правового акта о включении в земли населенного пункта лесных участков отсутствовало, суд признал, что оспариваемый нормативны правовой акт не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" и является недействующим».

2) Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-1636/16 по делу N А07-17841/2015

"Изменение границ населенного пункта не является достаточным основанием для изменения категории участков в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находятся участки, при этом доказательств включения спорной территории в состав муниципального образования не представлено".

Таким образом, сложился подход о необходимости согласования генеральных планов с Рослесхозом. Но в законе такого положения не было.
Стоит ли говорить, что большинство мелких муниципалитетов, не имеющих сильных юротделов, об этой позиции просто не знали. Таким образом, в период с 2005 по 2017 появилось множество генеральных планов поселений, предполагающих включение земель лесного фонда в черту населенных пунктов, и не согласованных с Рослесхозом.


Соответственно земельные участки в таких населенных пунктах не защищены границей своего населенного пункта от притязаний «лесников» и могут быть признаны землями лесного фонда, несмотря на утвержденный генплан.

Если граница населенного пункта утверждена после августа 2017 года


29.07.2017 Федеральным законом №280-ФЗ (известен, как «закон о лесной амнистии», вступил в силу 11.08.2017) в ч.1 ст. 25 Градостроительного Кодекса был внесен пункт 2, обязывающий согласовывать генеральные планы населенных пунктов с Рослесхозом, если в результате установления границ населенного пункта, в границы были включены лесные земли.


Таким образом, в 2017 году наступила минимальная ясность по вопросу о том, как включать лес в границы населенных пунктов, чтобы у «лесников» не было претензий, и чтобы включенные участки все-таки считались отнесенными к землям населенных пунктов.


Если генплан вашего населенного пункта утверждался после этой даты, то он, вероятнее всего, был согласован с «лесниками», и вы можете вздохнуть более-менее спокойно.


В нашем примере наличие такого согласования Рослесхоза должно обозначать, что граница земель лесного фонда как бы "обрезается" по границе населенного пункта.

Но не спешите радоваться. Что это будет означать в реальности, сказать пока трудно. Возможно, участки, покрытые лесом и вошедшие в границы населенных пунктов, автоматически приобретут статус "городские леса" (про городские леса см. ниже). А может быть, не приобретут автоматически. Возможно для этого потребуется специальный акт о создании нового лесничества на территории населенного пункта. Пока Верховный Суд не даст на эту тему полноценных разъяснений, приходится быть очень осторожными в выводах. 

Городские леса

Городские леса - это отдельная большая тема. В этой статье я дам только самое общее представление о них. Главное, что стоит знать о городских лесах:

1. Эти земли имеют категорию "земли населенных пунктов" (ст. 6, 122 ЛК РФ) .

2. Они не являются собственностью Российской Федерации, и распоряжаются ими органы местного самоуправления.

3. Однако к ним относятся все ограничения по использованию, какие есть у лесных земель. 

В соответствии со статьями 111, 116 ЛК РФ городские леса относятся к защитным лесам и строить на них нельзя практически ничего (только линейные объекты и гидротехнические сооружения). 


Поэтому даже законное включение леса в «земли населенных пунктов» вовсе не обязательно снимет проблемы потенциальных застройщиков. В ряде случаев, нормы законодательства "о лесной амнистии" позволяют решить задачу, но отнюдь не всегда. Статус любого участка, некогда относившегося к лесу, и включенного в границы населенного пункта, неоднозначен и вызывает много вопросов в связи с отсутствием внятного законодательного регулирования. 

В целом можно констатировать, что наши парламентарии не устают придумывать нам законодательные квесты, в которых граждане обычно проигрывают. Причем, проигрывают зачастую именно добросовестные граждане, которые, купив участок под застройку, знать не знали, что он лесной.
Крупным компаниям, которые вырубают леса для размещения вредных производств, нередко хватает возможностей, чтобы оформить документы правильно.


Материал подготовила Татьяна Скворцова.


Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

тел, WhatsApp: 8-908-080-00-35

 e-mail: practica@bk.ru

ВАРИАНТЫ ПОМОЩИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА:

  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 4000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу  - от 12 000 руб.;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой  - от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь

ВАЖНО! На этой странице представлены цены на работу конкретного исполнителя. Аналогичные услуги других наших исполнителей могут стоить дешевле. Чтобы уточнить стоимость работы, звоните 

(351) 233-50-35

показать другое число