Юридическая помощь по коммерческим спорам

(351) 233-50-35

Что делать, если заказчик не подписывает акт выполненных работ?

      Акт выполненных работ (акт оказания услуг) — это документ, с помощью которого исполнитель может подтвердить, что заказанные работы выполнены им и приняты заказчиком. На основании акта можно взыскать с недобросовестного заказчика оплату за сделанную работу или, наоборот, обезопасить себя от необоснованного требования о возвращении денег. Еще акты зачастую нужны для бухгалтерских целей.

      И все-таки бывают ситуации, когда заказчик отказывается подписать акт, никак это не мотивируя. Иногда это связано просто с организационными сложностями заказчика (например, когда для подписания акта нужно специально ехать в офис исполнителя или отправлять акт по почте), а иногда вызвано желанием уклониться от оплаты выполненной работы.

Как обезопасить себя, если заказчик не подписывает акт?

      1. Во-первых, по окончании работ (разумеется, в пределах срока их окончания) необходимо отправить заказчику по почте соответствующее уведомление об окончании работ и пригласить его на приемку. Затем, когда он на приемку не явится, необходимо составить односторонний акт приемки выполненных работ, который так же нужно будет отправить заказчику по почте. Такая процедура предусмотрена статьей 753 ГК РФ. Часто в реальной практике она упрощается исполнителями, и заказчику направляется сразу акт, однако поступать так можно не всегда, а только тогда, когда это предусмотрено договором. Отметим так же, что этот порядок односторонней приемки работ прямо прописан в законе лишь для договоров строительного подряда. Но и для других договоров подряда и оказания услуг он тоже активно применяется судами по аналогии.

      Отправлять документы по почте крайне желательно ценным письмом с описью вложения. В описи нужно написать, что отправлен «акт о выполнении таких-то работ по такому-то договору» и/или «уведомление об окончании работ по такому-то договору». Документы нужно направлять по всем известным адресам заказчика. Обязательно направьте письма по юридическому адресу организации (ст. 54, 165.1 ГК РФ) или по адресу регистрации физического лица по месту жительства (если он вам известен), даже в случаях когда вы точно знаете, что заказчика там нет.

      2. Во-вторых, необходимо запастись всеми доступными доказательствами того факта, что работы действительно выполнены. В разных ситуациях эти доказательства могут быть разными. Иногда результат работ можно просто сфотографировать, снабдив фотографию описанием обстоятельств при которых она сделана, и подписью своих сотрудников. Иногда для подтверждения факта выполнения работ можно привлечь сторонних экспертов (например, из Торгово-промышленной палаты), однако это недешевое удовольствие и не всегда нужное. Иногда факт выполнения работ подтверждается электронной перепиской. Отметим, что в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 30.07.2015 по делу N 305-ЭС15-3990, А40-46471/2014 (Судебная коллегия по экономическим спорам) акт приемки выполненных работ не является единственным доказательством факта их выполнения. Т.е. могут быть использованы и другие доказательства.

      3. Соберите документы, подтверждающие ваши расходы, понесенные при выполнении заказа. В разных случаях они могут быть разными, например, чеки или платежные поручения по приобретению материалов, затраченных на выполнение заказа.

      4. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: НЕ ПОТЕРЯЙТЕ ДОГОВОР, КОТОРЫЙ ВЫ ЗАКЛЮЧАЛИ НА ЭТИ РАБОТЫ. Если у вас нет договора, то заказчик, выходит, вам ничего и не заказывал, т. е. принимать и оплачивать ничего не должен. В ряде случаев можно найти выход и заменить договор другими документами. Но лучше иметь договор.

Об особенностях составления договора так, чтобы недобросовестность заказчика при подписании акта нанесла вам наименьший урон, мы поговорим позже.

Материал подготовила Татьяна Скворцова


Записаться на юридическую консультацию

(351) 233-50-35