Юридическая помощь по спорам с администрацией
(351) 233-50-35
Как снизить арендную плату за землю?
В Челябинской области размер арендной платы для большинства земельных участков устанавливается в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» №1134 от 24 апреля 2008 года.
Примечание: Большая часть земельных участков относится именно к неразграниченной государственной собственности (а вовсе не к муниципальной собственности, как многие ошибочно полагают). Орган местного самоуправления, указанный в договоре аренды в качестве арендодателя, является лишь распорядителем таких земель.
В п.1 ст.1 вышеуказанного Закона размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (далее - арендная плата), определяется по формуле:
Ап = Скад x Сап / 100% x К1 x К2 x К3, где:
Ап - размер арендной платы;
Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
Сап - ставка арендной платы в зависимости от категории земель и (или) вида использования земельного участка (в процентах);
К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;
К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;
К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Таким образом, на размер арендной платы реально влияют следующие показатели: кадастровая стоимость, ставка арендной платы и коэффициенты К1, К2 и К3.
Самым распространенным и излюбленным среди юристов является такой способ уменьшения арендной платы, как снижение кадастровой стоимости. Но сегодня мне бы хотелось рассмотреть другую возможность – изменение коэффициентов, которые применяются для расчетах арендной платы конкретного земельного участка.
Коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы.
Нетрудно понять, что изменить коэффициент К2 практически невозможно, так как он устанавливается по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района (Закон Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» № 1134 от 24.04.2008г.). Другими словами, если ваш земельный участок находиться в определенной зоне, коэффициент для которой прямо установлен, то переместить его в другую зону не получится.
По-другому обстоят дела с коэффициентом К1 и К3.
Рассмотрим сначала коэффициент К1 (коэффициент, учитывающий вид деятельности, осуществляемый на арендуемом земельном участке). В соответствии с вышеуказанным законом значения данного коэффициента могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в пределах от 0,1 до 20, с учетом вида деятельности, который осуществляет арендатор на арендуемом земельном участке. Для города Челябинска этот коэффициент установлен Решением Челябинской городской думы от 24.07.2008 №32/7.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям, который и осуществляет расчет арендной платы в каждом конкретном случае, как правило, применяет значение этого коэффициента на свое усмотрение, условно предполагая какой же вид деятельности может осуществлять арендатор на арендуемом земельном участке. Сложность состоит в том, что Комитет не имеет права запрашивать у арендатора, документы, свидетельствующие о том, какой вид деятельности он будет осуществлять, и устанавливает коэффициент практически наугад и, разумеется, применяет при расчете арендной платы более высокое значение коэффициента.
Пример:
В графе кадастрового паспорта Арендатора «разрешенное использование» указана «эксплуатация полуразрушенного нежилого здания». Комитет необоснованно считает, что Арендатор на таком земельном участке может осуществлять только деятельность по реконструкции объекта и применяет довольно высокое значение коэффициента К1 – деятельность в области строительства (1,053). Однако, Арендатор земельного участка строительство не ведет, таким образом, обоснованность применения указанного коэффициента вызывает серьезные вопросы. Предположим, Арендатор осуществляет деятельность по организации спортивной площадки или полосы препятствий, что вполне подпадает под деятельность в области образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, где коэффициент составляет - 0,839, или деятельность развлекательных и досуговых комплексов, где коэффициент значительно ниже – 0,396. Таким образом, на мой взгляд, арендатор в этой ситуации может претендовать на изменение значения такого коэффициента.
Рассмотрим теперь коэффициент К3.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям также, не проверяя фактические обстоятельства, применяет более высокие значения коэффициента. Например, в соответствии п.11 ст.1 Закон Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» № 1134 от 24.04.2008г. для прочих категорий арендаторов применяется коэффициент К3, имеющий значение 1, однако, если предприниматель подпадает под категорию среднего и малого предпринимательства, то следует применять значение коэффициента в размере 0,9. С 01 августа 2016 года в открытом доступе начал функционировать интернет ресурс «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» (https://rmsp.nalog.ru/), что существенно облегчает задачу и Арендодателя и Арендатора в процессе доказывания того факта, является ли Арендатор субъектом малого или среднего предпринимательства.
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям сопротивляется таким изменениям, начинает тянуть время, требовать документы, которые не предусмотрены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 1 от 12 января 2015 года, чинить другие препятствия, однако, по моему мнению, есть пути выхода из сложившейся ситуации.
Как поступить?
Прежде всего, если вы не согласны с расчетом арендной платы, следует направить протокол разногласий в адрес Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям с указанием значений коэффициентов, которые вы требуете применить в расчете арендной платы за пользование земельным участком. Если орган власти вам и в этом случае ничего не отвечает, то данный спор следует передавать в суд.
На основании п. 2 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора) — в нашем случае, для администрации, - и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона (администрация) обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону (Вас) о принятии договора в Вашей редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении администрацией протокола разногласий либо неполучении Вами извещения о результатах рассмотрения протокола в указанный срок Вы вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. И тогда спорное условие о выборе коэффициента будет устанавливать суд (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Автор материала Ахмоева Ольга Валерьевна
Запишитесь на консультацию к автору материала
(351) 233-50-35