Частные фирмы снова могут выполнять санитарно-эпидемиологические экспертизы
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1298
абзаца второго пункта 2Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг»,
установил:
абзацем вторым пункта 2Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» установлено, что к организациям, оказывающим платные услуги, включенные в перечень (далее — платные услуги), относятся федеральные органы исполнительной власти (в случаях, установленных законодательством Российской Федерации), федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия. Платные услуги не могут оказываться иными организациями. В
переченьплатных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, включена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок
(пункт 2)(далее — Постановление).
Постановлениеопубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 7 декабря 2009 г., N 49 (II ч.), ст. 5983 и в «Российской газете», 8 декабря 2009 г.
абзац второй пункта 2Постановления в части, устанавливающей, что платные услуги не могут оказываться иными организациями, ссылаясь на то, что данное нормативное правовое положение противоречит законодательству в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в частности Федеральному
законуот 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
ПостановлениюПравительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации», Административному
регламенту, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657, согласно которым любая организация после прохождения аккредитации вправе осуществлять санитарно-эпидемиологические экспертизы, исследования, испытания и выдавать на их основании экспертные заключения для целей государственной регистрации. Иных ограничений прав коммерческих организаций для предоставления такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено. Также оспариваемое положение противоречит антимонопольному законодательству, в частности Федеральному
законуот 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку необоснованно сужает круг лиц, имеющих право на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025, предъявляемым к испытательным лабораториям (центра), и наличие аккредитации на техническую компетентность и независимость. В приложении к аттестату указана область аккредитации НИИ БНТ: исследования продукции (товаров) для целей санитарно-эпидемиологической экспертизы (оценок, заключений) и подтверждения соответствия; исследование объектов и факторов среды обитания. Срок действия аттестата — с 15 октября 2008 г. по 15 октября 2011 г. Оспариваемые нормативные правовые положения
Постановлениянарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Постановлениепринято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2009 г. N Пр-2197, предусматривающего необходимость разработки нормативного правового акта, определяющего исчерпывающий перечень платных услуг, оказываемых в целях совершения федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий, а также порядок установления и взимания платы за их предоставление. Оспариваемое нормативное правовое положение не противоречит действующему законодательству, права и интересы заявителя не нарушает.
статьей 42Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок проводятся организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами с использованием утвержденных методов, методик выполнения измерений и типов средств измерений; порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (
пункты 1,
3).
Пунктами 2,
3Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», предусмотрено, что для санитарно-эпидемиологической экспертизы могут привлекаться научно-исследовательские и иные организации, аккредитованные в установленном порядке.
Статьей 43Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что государственной регистрации подлежат: впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты (далее — вещества), потенциально опасные для человека; отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека; отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации
(пункт 1). Государственная регистрация проводится на основании оценки опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания; установления гигиенических и иных нормативов содержания веществ, отдельных компонентов продукции в среде обитания; разработки защитных мер, в том числе условий утилизации и уничтожения веществ и отдельных видов продукции, по предотвращению их вредного воздействия на человека и среду обитания
(пункт 2). Оценка опасности веществ и отдельных видов продукции для человека и среды обитания, установление гигиенических и иных нормативов содержания веществ и отдельных компонентов продукции в среде обитания, разработка защитных мер осуществляются организациями, аккредитованными в установленном порядке
(пункт 3).
Пунктом 7Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. N 262 установлено, что оценка опасности продукции для человека и среды обитания определяется по итогам рассмотрения документов, представляемых изготовителем (поставщиком) продукции, а также результатов исследований (испытаний) и экспертиз, проводимых в случае необходимости органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, и экспертами. Проведение исследований (испытаний) и экспертиз осуществляется на договорной основе.
регламентомФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 октября 2007 г. N 657, также установлено, что экспертизы (санитарно-эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок), необходимые для государственной регистрации, осуществляются федеральными государственными учреждениями — центрами гигиены и эпидемиологии, другими организациями, аккредитованными в установленном порядке
(пункт 1.4).
(пункт 1.4).
закономот 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», действие которого распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг
(пункт 2 статьи 1).
статью 9Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ не могут быть признаны обоснованными, поскольку оспариваемое
Постановлениепринято до принятия
Закона, а
статьей 9данного Закона Правительство Российской Федерации наделено правом утверждать перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, и устанавливать размер платы за оказание услуг (
части 1,
3), право устанавливать круг лиц (организаций), участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, Правительству Российской Федерации не предоставлено.
статьями 194—
199,
253Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
абзац второй пункта 2Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг», в части, исключающей возможность для организаций, не относящихся к федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, оказывать платные услуги по проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологических, гигиенических и других видов оценок.