Письмо Минэкономразвития от 6 ноября 2015 г. N ОГ-Д23-14015 -Федеральное законодательство -Законодательство
Письмо Минэкономразвития от 6 ноября 2015 г. N ОГ-Д23-14015


Вопрос: О государственном кадастровом учете земельного участка, образованного путем раздела участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 ноября 2015 г. N ОГ-Д23-14015

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
По результатам рассмотрения заявления от 4 июня 2015 г. (то есть после вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером, а также дополнительно представленных документов органом кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) приняты решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решения 1 и 2) и отказе в снятии приостановления осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости (далее - Решение 3) по следующим причинам:
образование земельного участка осуществляется путем раздела с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером, находящегося в собственности физического лица, что противоречит требованиям земельного законодательства Российской Федерации: на момент принятия Решения 1 в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о праве собственности физического лица на земельный участок с кадастровым номером. Вместе с тем на основании решения об исправлении технической ошибки сведения о праве физического лица на земельный участок с кадастровым номером были исключены из государственного кадастра недвижимости, и в настоящее время сведения о правах на указанный земельный участок отсутствуют в государственном кадастре недвижимости;
копия решения суда представлена не в полном объеме. Вместе с тем Росреестр сообщил, что данное замечание указано в Решении 1 необоснованно, так как в состав межевого плана не было включено какое-либо решение суда;
в нарушение пункта 23 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), отсутствует проект межевания земельного участка. Вместе с тем Росреестр сообщил, что данное замечание указано в Решении 2 необоснованно, так как на образуемый и исходный земельные участки не распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
в нарушение пунктов 22, 26 Требований в состав межевого плана не включен проект межевания территории либо проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан (Решения 2, 3).
Пунктом 22 Требований установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана в том числе используются документация по планировке территории (проекты межевания территорий), утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 38 Закона о кадастре в случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
Пунктом 26 Требований также установлено, что, если при подготовке межевого плана использованы вышеуказанные документы, копии таковых включаются в состав приложения межевого плана. При этом вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав приложения межевого плана могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и т.д., содержащих в том числе сведения (реквизиты, отметки) об утверждении документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 и пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2015 г.):
исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Согласно статье 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) (в редакции, действующей с 1 марта 2015 г.) раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или дачному объединению, осуществляется на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) до 1 января 2020 г., в случае если в соответствии с Законом N 66-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ - до 1 марта 2015 г.) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации проект межевания территории, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, должен быть утвержден в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 21 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом согласно пункту 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается в том числе схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости).
Учитывая вышеизложенное, при подготовке межевого плана в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать в том числе проект межевания территории или, учитывая положения статьи 34 Закона N 171-ФЗ, проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 31 декабря 2020 г. с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 Закона N 137-ФЗ может быть использована указанная в пункте 2.8 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и пункте 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом. Также Росреестр сообщил, что после принятия Решения 1 по настоящее время органом кадастрового учета не принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, предусмотренное пунктом 6 части 2 статьи 27 Закона о кадастре (в связи с истечением срока приостановления).
При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяются наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления.
Если в результате проверки документов, представленных заявителем дополнительно для устранения причин приостановления, сведения в таких документах не устраняют причины приостановления проведения кадастрового учета (отсутствуют необходимые сведения или сведения не исправлены), а также содержат новые основания для приостановления (отказа) осуществления кадастрового учета, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии приостановления.
В соответствии с частью 9 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В этой связи полагаем, что в течение срока, установленного частью 9 статьи 26 Закона о кадастре, документы, направленные на устранение причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета, могут представляться неограниченное количество раз; однако при принятии решения по результатам рассмотрения дополнительных документов необходимо учитывать дату принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (то есть окончательное решение об осуществлении либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета должно быть принято с учетом срока, установленного частью 9 статьи 26 Закона о кадастре).
Учитывая вышеизложенное, Росреестром поручено ФГБУ принять меры по недопущению подобных нарушений действующего законодательства впредь.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А.ЯЦКИЙ
06.11.2015