Составление договоров для digital-специалистов

тел. WhatsApp 8-908-080-00-35

Договор на разработку сайта (5 основных условий)

Договоры на разработку сайтов (да и вообще на выполнение любой творческой работы) имеют особенности, которые отличают их от других договоров об оказании услуг.

Главной проблемой является то, что в момент заключения договора заказчик и исполнитель сами не всегда понимают, как должен выглядеть конечный результат.

Понимание приходит в процессе согласования отдельных элементов итогового продукта.

Поэтому переписка по электронной почте или в мессенджерах в процессе исполнения договора ведется очень интенсивно и имеет ключевое юридическое значение.


Если при заключении договора эти особенности не будут учтены, то в случае конфликта исполнителю будет сложно доказать, что он работал в соответствии с пожеланиями заказчика, и его работа подлежит оплате.

Основные положения договора на разработку сайта

1. Согласование элементов сайта – юридически значимый процесс

Разработка сайта – это процесс постепенного согласования разных его элементов и макетов страниц. Это значит, что процесс согласования крайне значим. Он должен быть описан в договоре не так, как вам кажется правильным и солидным, а так, как он на самом деле у вас происходит.


Чаще всего, вы направляете клиенту какой-то графический файл или ссылку на него на электронную почту, а он пишет замечания. Если замечаний нет – пишет, что-нибудь типа «ок» или «норм» или «мне нравится». А иногда пропадает на несколько дней и ничего не пишет. Срок идет, ничего не происходит.
Чтобы чувствовать себя спокойно, включите в договор подробное описание процесса согласования по электронной почте или через мессенджеры.


Условия договора о согласовании элементов сайта, которые вам помогут (сохраните и включайте в свои договоры):

1.1. «Сообщение заказчика, отправленное с его адреса электронной почты, которое в соответствии с понятийным аппаратом русского языка свидетельствует об утверждении того или иного элемента сайта, означает принятие заказчиком работы в соответствующей части»;


1.2. «Если замечания от заказчика не поступили с его адреса электронной почты в течение Х дней, то соответствующий элемент считается утвержденным, а работа в соответствующей части – принятой»;


1.3. «Контактным лицом и уполномоченным представителем заказчика является ФИО. Мобильный телефон представителя заказчика ___________, электронная почта представителя заказчика_________________».


1.4. «Вся переписка с использованием адресов электронной почты сторон и номеров телефонов, указанных в настоящем договоре, является юридически значимой. Стороны договорились считать, что доступ к данным адресам электронной почты и телефонам имеют только их уполномоченные представители».

2. Техническое задание – самая важная часть договора.

2.1. Если до заключения договора вы можете сформировать качественное ТЗ, которое более-менее внятно описывает результат, обязательно сделайте это. И впоследствии придерживайтесь его. Если в процессе работы понимание конечного результата серьезно меняется, не поленитесь сделать дополнительное соглашение об уточнении ТЗ. Это действительно важно.


2.2. Если же в момент заключения договора у клиента нет внятных требований к результату, и сразу сформировать хорошее ТЗ никак не удается, то все предварительные договоренности (брифы, пожелания заказчика, технические задания, составленные заказчиком) нужно включить в договор, как его часть.
Если у клиента есть какие-то графические наброски, из которых понятны его задачи и вкусы, не стесняйтесь, включайте их в договор  с подписью заказчика, какими бы корявыми они не были.


2.3. Если в момент заключении договора хорошего ТЗ нет, то когда появится понимание итогового результата, обязательно отвлекитесь от творчества и подпишите с клиентом ТЗ.

Если техническое задание, описывающее результат, подписывается не сразу, то в договоре важно предусмотреть подробный порядок его подписания и последствия несогласования его заказчиком. Если всего этого нет, лучше уж вообще не писать в договоре о том, что вы планируете подписывать дополнительное ТЗ. 

Почему ТЗ так важно:

Если исходное ТЗ (или хотя бы исходный бриф, заполненный заказчиком) описывает результат более-менее четко, то в случае расторжении договора до сдачи результата, вы сможете доказать, что делали именно то, что вам заказали. Если у вас будет такое описание, и вы будете держаться в его рамках, то сможете ограничить в договоре количество правок, которые разрешены заказчику в пределах бюджета.


Если описание результата не согласовано, то заказчик будет мучить вас, пока результат не устроит его на 100%, и он не подпишет акт. Запомните: при отсутствии в договоре внятного описания результата работ, только акт позволит получить деньги или удержать аванс. А значит, если вы не позаботились сразу о качественном ТЗ, то до подписания акта вы раб своего клиента.

3. Никогда не оставляйте в договоре неурегулированных ситуаций

Пример: «Если количество правок заказчика превышает три, то стоимость и сроки работы подлежат увеличению на основании дополнительного соглашения».

Нет ничего хуже такого условия. А если заказчик не подпишет соглашение, то что? Значительно правильнее указать стоимость каждой дополнительной правки и период времени, на который увеличивается общий срок работ.

4. Не пишите в договоре, что составляете акт, протокол или иной промежуточный документ об окончании того или иного этапа работ, если обычно этого не делаете.

Однако по возможности фиксируйте актом окончание каждого этапа. Пока работа идет нормально, клиент не откажет вам в подписании акта, но если что-то пойдет не так, у вас будут реальные доказательства фактически выполненной и сданной работы, за которую вы сможете спокойно требовать оплаты.
Идея проста: не надо в договоре брать на себя обязанности по оформлению промежуточных документов об окончании этапов работ, но все-таки их лучше иметь.

Если же вы все-таки более-менее ответственно относитесь к оформлению промежуточных документов в процессе работы, тогда напротив, порядок их подписания стоит согласовать в договоре, чтобы у заказчика не было возможности немотивированного отказа.

5. Неустойки и пени.

Заказчику обычно легче предъявить вам претензии, чем наоборот. Поэтому не жадничайте и не включайте в договор больших неустоек.

Пока так. Желаю успешного творчества.

И кстати. У меня разумеется можно заказать составление индивидуального договора, который будет описывать ваш типовой рабочий процесс и помогать вам с разными заказчиками на протяжении долгого времени.

Материал подготовила Татьяна Скворцова 


заказать договор

тел. WhatsApp 8-908-080-00-35

показать другое число