Перечень документов для выкупа земельного участка собственником здания или сооружения (на 2016 г.) -Перечни документов -Магазин бланков

Юридические услуги по земельному праву

(351) 233-50-35

Подробнее об услугах ЗДЕСЬ

Перечень документов для выкупа земельного участка собственником здания или сооружения (на 2016 г.)

Приведенный перечень документов составлен на основании приказа Минэкономразвития от 12.01.2015 №1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (по состоянию на июнь 2016 года). Он регулирует выкуп земельных участков  без торгов собственниками зданий, сооружений на основании пп. 6 п. 2 ст. 393 ЗК РФ.

Обратите внимание! Если Вы не являетесь собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, данный перечень Вам не подходит. Если сама процедура и основания предоставления земли в настоящее время Вам не понятны, советуем прочитать материалы сайта из раздела ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА.

Перечень документов:

1. Документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение либо помещение не зарегистрировано в ЕГРП.

Иначе говоря, это может быть:

  • договор купли-продажи здания, заключенный до 1998 года,
  • акт о вводе здания в эксплуатацию, оформленный до 1998 года 
  • решение суда о признании за Вами права собственности, вступившее в силу до 1998 года.
  • свидетельство о праве на наследство на здание;
  • иной документ.

Если правоустанавливающий документ был оформлен после 1998 года, то право собственности на здание должно быть зарегитстрировано. В противном случае, право отсутствует, т.е. до обращения за выкупом земли необходимо зарегистрировать право собственности на здание, что в ряде случаев может представлять проблему.

Если Ваше право на здание зарегистрировано, то предоставлять правоустанавливающий документ не обязательно, однако, практика показывает, что копию такого документа лучше предоставить: сделать это не сложно, а чиновникам будет легче работать с Вашей заявкой, и, хочется надеяться, что они быстрее ее обработают.

2. Документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРП.

Это может быть:

  • Государственный акт;
  • Постановление или распоряжение об отводе земельного участка, принятое до 1998 года в соответствии с законодательством, которое тогда действовало;
  • Свидетельство о праве собственности старого образца;
  • Иной документ. Варианты старых документов на землю крайне разнообразны.

Отмечу, что такого документа может вообще не быть. Очень часто у собственников зданий, купленных по договору купли-продажи, нет документов на землю под зданием. Отсутствие такого документа не должно препятствовать реализации предусмотренного ЗК РФ права собственника здания на выкуп земли. Тем не менее, в отдельных случаях это может создать проблему, которую придется решать в суде.

3. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров. 

Такое сообщение готовится в свободной форме и подписывается заявителем.

4. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка либо кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке. 

Кадастровый паспорт (выписку) предоставлять не обязательно. Орган, уполномоченный на распоряжение землей, обязан запросить его сам в порядке межведомственного взаимодействия, однако, чиновники нередко прямым текстом сообщают, что такой документ лучше предоставить, "если хотите, чтобы заявление обрабатывалось быстрее".

Главное, что нужно понимать про возможность непредоставления кадастрового паспорта: администрация действительно обязана запрорсить его сама, но это НЕ ОЗНАЧАЕТ, что она ОБЯЗАНА САМА СТАВИТЬ УЧАСТОК НА КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. Постановка участка на кадастровый учет - это отдельная процедура, которая предшествует предоставлению земельного участка. Подробнее об этом см. ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Если участок, на учет не поставлен, то предоставить его нельзя.


5. Кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

Его, как и кадастровый паспорт участка, предоставлять не обязательно, но желательно. Здания, сооружения и помещения, как правило, состоят на кадастровом учете (только если это не древняя самоволка и не новостройка, права на которую еще не зарегистрировали), поэтому с получением кадастрового паспорта проблем быть не должно.

6. Кадастровый паспорт помещения, в случае обращения собственника помещения, в здании, сооружении, расположенного на испрашиваемом земельном участке.

см. предыдущий комментарий

7. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок и расположенных на нем объектов недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений.

Предоставлять не обязательно.

8. Выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.

Предоставлять не обязательно.

9. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) об индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем.

Предоставлять не обязательно.

В завершение скажу, что в конце перечня, утвержденного Минэкономразвития, имеется сноска, в которой указано, что документы (кроме общедоступных) направляются в подлинниках или в копиях, удостоверенных "должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающего заявление о приобретении прав на земельный участок". Таким образом, если Вы предоставляете какие-то необщедоступные документы, например, старые документы на землю или здание, то Вы де-факто лишены возможности направить заявление по почте. Ведь не будете же Вы отправлять по почте столь ценные оригиналы.

Материал подготовила Татьяна Скворцова


Записаться на консультацию по оформлению земли без торгов

(351) 233-50-35