Составление апелляционных, кассационных, надзорных жалоб,
представительство в судах

(351) 233-50-35

Выбрать юриста можно ЗДЕСЬ

Как написать кассационную жалобу?

С января 2011 года кассационная инстанция стала третьей инстанцией в судах общей юрисдикции по гражданским делам. Вторая инстанция теперь именуется апелляцией. Поэтому, если Вы хотите обжаловать решение суда первой инстанции по гражданскому или арбитражному делу и еще не прошли стадию апелляции, то Вам на самом деле СЮДА (Как написать апелляционную жалобу?) и СЮДА (Как подать апелляционную жалобу: пакет прилагаемых документов). Если же апелляция по Вашему делу уже состоялась, или срок на подачу апелляционной жалобы истек, то решение считается вступившим в силу и следующий этап его обжалования — кассационная инстанция.

Чтобы понять структуру кассационной жалобы посмотрите образец.

Формальные требования к содержанию жалобы (ст. 378 ГПК РФ, ст. 277 АПК РФ):

В жалобе указываются:
  1. Наименование суда, в который подается жалоба. Судом кассационной инстанции в арбитражной системе является Федеральный арбитражный суд соответствующего округа, например, Челябинская область относится к Уральскому Федеральному округу. Поэтому в шапке пишем: «В Федеральный арбитражный суд Уральского федерального округа через Арбитражный суд Челябинской области». Если подается кассационная жалоба в системе судов общей юрисдикции, то кассационных инстанций там две: Президиум соответствующего областного (краевого или другого субъектового) суда и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ. Если вы обжалуете апелляционное определение и еще не обращались а Президиум областного суда, то именно туда Вам и надо обращаться (подробнее, см. ЗДЕСЬ). Таким образом, в шапке пишем «В Президиум областного суда Челябинской области» или «В Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации».
  2. Наименование заявителя, его место жительство или место нахождения. Если юридический адрес организации отличается от фактического, а фактический адрес гражданина от адреса прописки, указать лучше оба адреса. Так же нужно указать его процессуальное положение в деле. Если Вы напишете свой телефон, факс и адрес электронной почты, это тоже будет хорошо, хоть и не обязательно.
  3. Наименования и адреса других лиц, участвующих в деле. О них так же лучше указывать максимум информации, конечно, если Вы целенаправленно не стремитесь создать суду проблемы с их уведомлением. Создавать суду проблемы иногда стоит, но, как правило, не желательно. Решение об этом может принять только юрист.
  4. Для жалоб в арбитражный суд обязательно указывать номер дела, для жалоб в суд общей юрисдикции — не обязательно, но желательно.
  5. Указание на на суды, рассматривавшие дело по предыдущим инстанциям, и содержание принятых ими судебных актов. Это обычно пишется в первом абзаце жалобы примерно в таком контексте: «Пупкин В. И. обратился Курчатовский районный суд г. Челябинска с иском к Администрации г. Челябинска о признании права собственности на объект недвижимости ____________________________. Решением Курчатовского районного суда от _______ иск удовлетворен полностью, за истцом признано право собственности на _________________. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ____________ решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано». Для жалобы в арбитражный суд формулировка может быть такой: «ООО „Василек“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ООО «Ромашка» о взыскании задолженности по договору поставки в сумме ___________. Решением суда первой инстанции от ___________ в удовлетворении исковых требований отказано полностью. Апелляционным определением Восемнадцатого апелляционного арбитражного суда решение суда первой инстанции было отменено, по делу вынесен новый судебный акт, которым требования истца удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано _________________».
  6. Указание на судебные акты, которые обжалуются. Выполняется в таком виде «Апелляционное определение судебной Коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ____________ считаю незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с существенным нарушением следующих норм материального и процессуального права: ____».
  7. Мотивы жалобы. Это, в общем-то и составляет суть и содержание кассационной жалобы. Для арбитражного суда под мотивами жалобы понимаются основания несогласия с обжалуемым судебным актом со ссылкой на законы и иные нормативные акты. Для суда общей юрисдикции — указание на то, в чем заключаются допущенные судами СУЩЕСТВЕННЫЕ нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях. Пожалуйста, обратите внимание, что по ныне действующему ГПК РФ, нарушения, которые могут послужить основанием для пересмотра дела в кассации должны быть не какими-нибудь, а именно «существенными» (ст. 387 ГПК РФ). Ранее такая формулировка использовалась только в статьях, регулирующих деятельность надзорной инстанции. Как определить, какое нарушение является существенным, а какое — нет? На самом деле, никак. То, что кажется существенным Вам совсем не обязательно покажется таковым судьям. Им вообще, честно говоря, редко кажутся существенными Ваши проблемы. Но если опустить лирику, хотелось бы сказать, что в любом случае в кассационной жалобе стоит говорить лишь о тех нарушениях, которые повлияли на исход дела. Лучше всего, если это будут ГРУБЫЕ нарушения закона и разъяснений Пленума Верховного суда. Важно отметить, что кассационная инстанция, и в арбитраже и в суде общей юрисдикции, не занимается вопросами переоценки доказательств, поэтому доводы, направленные на попытку убедить суд, что нижестоящая инстанция пришла к неверным выводам относительно фактических обстоятельств дела, обычно приводить бесполезно. Основной упор должен быть сделан на неверное применение закона.
  8. Просьбу лица, подающего жалобу. Эта просьба указывается в конце жалобы и звучит примерно так: «Прошу суд отменить апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда и оставить в силе решение Курчатовского районного суда г. Челябинска». О чем еще можно просить суд кассационной инстанции, кроме предложенного:
  • отменить решение суда первой инстанции или апелляционное постановление полностью или в части и вернуть дело в одну из предыдущих инстанций на новое рассмотрение. При этом можно попросить указать на рассмотрение в ином судебном составе.
  • отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной (для судов общей юрисдикции) инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной (для судов общей юрисдикции) инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права

9. Если жалобу подает лицо, не принимавшее участие в деле, то нужно указать, какие именно его права нарушены.

10. Перечень прилагаемых документов. О том, какие документы нужно прилагать см. ЗДЕСЬ.

11. Если у Вас есть какие-то ходатайства, то их тоже можно сразу включить в текст кассационной

Рекомендации по подготовке мотивировочной части кассационной жалобы:

Принцип написания кассационной жалобы фактически мало отличается от принципа написания апелляционной жалобы. И состоит он в том, чтобы указать на ошибки оспариваемого судебного акта. Важное отличие состоит в бессмысленности доводов, направленных на переоценку доказательств и новое исследование фактических обстоятельств дела. В остальном все тоже самое. Можно прочитать ЗДЕСЬ. Кратко повторюсь:

В обжалуемых судебных актах нужно найти:

  1. Явные юридические ошибки, когда суд применил ненадлежащую норму права, или, наоборот, не применил нужную. Сделать это может только юрист.
  2. Неявные юридические ошибки. Когда суд истолковал норму права не так, как это принято в сложившейся судебной практике или указано в разъяснениях высших судебных инстанций. Эта работа, тем более, не под силу не специалисту.
  3. Ошибки судов, связанные с тем, что каким-то Вашим доводам в предыдущих судебных актах не было дано правовой оценки. Суды обязаны выносить мотивированные постановления и оценивать каждый довод стороны.
  4. Если в первой и апелляционной инстанциях Вы пытались приобщить какие-то доказательства или заявляли ходатайства, в которых Вам отказали, в жалобе об этом должно быть сказано, по крайней мере в тех случаях, когда отсутствующие доказательства имеют юридическое значение, и их отсутствие влияет на исход дела. В этом случае данные доказательства можно просить приобщить заново.
  5. Существенные процессуальные нарушения (кого-то не уведомили о рассмотрении дела или не привлекли к участию в процессе) в кассационной инстанции может стать причиной возврата дела на новое рассмотрение, поэтому, если такое есть, заявите об этом обязательно.
Важные нюансы
  1. Пишите кратко и по существу. Не нужно говорить слишком много лишних слов и утомлять судей.
  2. Каждый довод жалобы должен быть ответом на какой-то ошибочный вывод суда предыдущей инстанции, тогда жалобу легче читать. Например, «Суд первой инстанции указал, что …. (стр. ___ решения) , однако он не учел….». Доводы лучше пронумеровать, чтобы не было сплошного текста.
  3. Не используйте длинных предложений и сложных формулировок. Чем проще, тем убедительнее.
  4. Самые важные доводы лучше расположить в начале и в конце.
  5. Не переписывайте полностью нормы права, особенно, часто употребимые. Судьи, как правило, их хорошо знают и сами, излишнее цитирование только раздражает. Ссылаться на закон, конечно, нужно, но обычно достаточно номера пункта и статьи, а так же краткого пересказа или сильно сокращенной цитаты, вписанной в предложение.
  6. Если в жалобе Вы ссылаетесь на документы (а это нужно делать обязательно), то стоит указать номер тома и лист дела. А для этого придется заранее ознакомиться с материалами. Кстати, имейте ввиду, что юристы делают это не всегда, поскольку для них это дополнительная работа на выезде, которую клиент зачастую не готов оплачивать. Поэтому, специалист возможно предложит Вам несколько вариантов работы: самый дорогой, когда он поедет знакомиться с делом сам или более дешевый, когда Вы самостоятельно снимите с дела фотокопии и предоставите их ему для работы. Можно конечно с делом вообще не знакомиться, но качество жалобы будет ниже.
  7. Еще один важный момент, проверенный на собственном опыте. Постарайтесь все-таки убедить суд не только в законности и обоснованности, но и в справедливости Ваших требований. Этому в жалобе нельзя уделять много места, чтобы не отвлекаться на раздражающую лирику, но нужно помнить, что судьи тоже люди и добиться их сочувствия — половина успеха.

Актуальность проверена Татьяной Новокрещеновой

 


Запишитесь на консультацию по обжалованию судебного решения

(351) 233-50-35