Юридическая помощь по земельным вопросам 

(351) 233-50-35


Закон "О лесной амнистии". Комментарий юриста

Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». Закон этот направлен на устранение противоречий между открытыми данными ЕГРН и многочисленными иными документами, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к той или иной категории земель, в особенности к категории земель лесного фонда.
Если говорить кратко, то данным законом фактически установлен приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, содержащих сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков.
Закон является очень подробным, устанавливает конкретные механизмы реализации этой идеи, а потому, рассмотреть его детально в рамках обзорной интернет-статьи мы не сможем. И все-таки попробую выделить основные положения.

1. В чем  заключается «лесная амнистия»?

Изменениями, внесенными в Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды...» и в Федеральный закон №172-ФЗ «О переводе земель...», определен перечень видов участков, которые подлежат исключению из земель лесного фонда и из лесопаркового зеленого пояса. А именно:
а) Земельный участок, права на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями лесного реестра или лесного плана, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН и (или) правоустанавливающими документами - к иной категории земель. Такие участки исключается из земель лесного фонда и из лесопаркового зеленого пояса (п. 7 ст. 62.4 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель ...»)
б) земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года. Исключается из лесопаркового зеленого пояса (п. 7 ст. 62.4 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране ...»). Неясно, почему нет нормы об исключении такого участка из земель лесного фонда. Возможно, это объясняется тем, что в данной ситуации должна работать новая ст. 4.7. Федерального закона «О введении в действие Лесного Кодекса», в соответствии с которой образуемому земельному участку присваивается категория, исходя из разрешенного использования объекта недвижимости. Перевод из земель лесного фонда при этом не требуется.
в) земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, исключается из лесопаркового зеленого пояса (п. 7 ст. 62.4 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды»).
г) земельный участок, отнесенный к землям лесного фонда по данным лесного реестра, лесного плана или ЕГРН, но предоставленный гражданину или СНТ для огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства до 08.08.2008 (или образован из такого участка), исключается из земель лесного фонда.
При этом такому земельному участку присваивается категория «земли населенных пунктов», если он находится в границах населенного пункта. Если он не находится в границах населенного пункта ему присваивается категория «земли сельскохозяйственного назначения» (п. 4 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую...»). Положения данной нормы применяются и в случае последующего перехода прав. Указанная норма не применяется или применяется с особенностями для земель особой ценности, например, ООПТ (пункты 6-8 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель из одной категории в другую...»)

Отметим, что все участки, исключающиеся из земель лесного фонда на основании данных норм, - это участки, де-факто, уже давно потерянные для лесов.

2. Усложнена  процедура оформления нелесных участков.

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков, в целя исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий. Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области земельных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).
Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью. Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).
Не требуют согласования схемы участков:
расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН
расположенных в границах населенных пунктов;
расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.
Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков. В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические. В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

3. Устранинения противоречий в сведениях различных документов о категории земельных участков.

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель...» регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.
3.1. Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;
3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.
3.3. Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;
Иные ситуации.

4. Упрощено оформление лесных участков под объектами недвижимости

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса Рф..» включена статья 4.7., в соответствии с которой, оформление и постановка на кадастровый учет земельных участков для собственников объектов недвижимости, права на которые возникли до 01.01.2016 происходит в общем порядке на основании схемы земельного участка. При этом вновь образуемому земельному участку присваивается категория, исходя из разрешенного использования объекта недвижимости. Перевод из земель лесного фонда при этом не требуется.

5. Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6. В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки. Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
- сведения о них не внесены в ЕГРН;
- имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;
- договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;
Так же в силу п. 7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных учасьтков на кадастровый учет.
В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках. Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства. Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.


6. Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее созданных лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее - лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).
Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Вывод:

В целом, этот закон, на мой взгляд, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Материал подготовила Татьяна Скворцова


Если материал понравился, поделитесь пожалуйста с друзьями. Вам не сложно, а нам приятно )